ENG

Пресс-центр

 
27.11.2013

Интервью Председателя Совета директоров ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ» Р.Г. Миргалимова журналу «ВВП»

«За последние годы в отечественном АПК произошли серьезные изменения», – отметил, поздравляя работников и ветеранов сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности с профессиональным праздником, Владимир Путин. Глава государства считает необходимым закрепить позитивные тенденции, сделать отрасль по-настоящему современной и конкурентоспособной. О ситуации в российском АПК, перспективах его развития и о взаимоотношениях государства и бизнеса изданию «ВВП» рассказывают заместитель министра сельского хозяйства РФ Дмитрий ЮРЬЕВ и председатель совета директоров ОАО «Группа «Разгуляй» Рустем МИРГАЛИМОВ.

– Как можно оценить текущее состояние дел в российском АПК (в том числе, в связи со вступлением России в ВТО)?

Дмитрий Юрьев: Анализ текущей ситуации в отрасли в сравнении с прошлым годом показывает, что членство России в ВТО пока не оказало существенного влияния на объемы производимой отечественной сельхозпродукции. Вместе с тем есть отдельные сегменты, которые оказались в зоне риска, что в дальнейшем может привести к ухудшению экономических условий производства некоторых видов сельхозпродукции.

Так, во 2-м полугодии 2012 года в условиях членства России в ВТО и в результате различного рода негативных факторов на грани рентабельности оказались свиноводческие и птицеводческие предприятия. Это было обусловлено значительным удорожанием кормов вследствие засухи и снижением закупочных цен на мясо вследствие существенного роста импорта свинины из-за снижения ввозных таможенных квот. Государству удалось нивелировать негативные последствия за счет дополнительного выделения на государственную поддержку свиноводства и птицеводства 11,8 млрд рублей для компенсации роста стоимости кормов.

Для успешной конкуренции с иностранными производителями в рамках ВТО в отсутствии внутриквотной пошлины по мясу ввозимой свинины необходимо кардинально увеличить долю эффективных и конкурентоспособных производителей. А это невозможно без дополнительных масштабных инвестиций, основу для привлечения которых мы и закладываем сегодня, обеспечивая рентабельность отрасли.

Оказалось под угрозой и российское рисоводство. Уже сейчас значительно снижена ставка ввозной пошлины по рису со 120 евро за тонну до 45 евро (фактически это уровень ставки десятилетней давности), а в 2015 году она составит 30 евро за тонну. Начиная с 2003 года правительство усиливало таможенно-тарифную защиту отечественной рисовой отрасли. С 2003 по 2010 год уровень защиты отечественного рисоводства вырос с 30 до 120 евро/т. Благодаря этому в отрасли произошли серьезные положительные изменения, резко выросла урожайность – с 31,5 ц/га в 2003-м до 59,9 ц/га в 2012 году, то есть в 1,7 раза.

В результате вступления России в ВТО на отечественном рынке конкурентоспособность импортного риса существенно улучшится, что может привести к падению цен на отечественный рис на величину снижения импортной пошлины, на 2250–2700 рублей/т.

Для компенсации выбывающих доходов отечественной рисовой отрасли Минсельхоз России прорабатывает дополнительные меры государственной поддержки по стимулированию производства риса в рамках поддержки экономически значимых региональных программ.

Рустем Миргалимов: Вплоть до середины нулевых годов сельское хозяйство России (и АПК страны в целом) находилось в кризисном состоянии. Кризисная ситуация в отрасли, характерная для 90-х годов, начала изменяться к лучшему сразу после кризиса 1998–1999 годов, когда начал работать эффект импортозамещения, а зерно и масличные стали конкурентоспособными на внешнем рынке. Полноценное же восстановление отечественного сельского хозяйства связано с началом реализации новой государственной политики в агропромышленном комплексе. Старт этой политике был дан в 2006 году с национальным проектом «Развитие АПК» и последующим принятием Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008–2012 годы. Главной задачей государства в рамках этой программы стало создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций, чтобы обеспечить рост производства отечественной продукции и, соответственно, существенно снизить долю импорта и импортозависимость, прежде всего в производстве животноводческой продукции.

Разворот государства лицом к АПК достаточно быстро принес результаты. Такие комплексные меры государственной поддержки, как субсидирование кредитов, минеральных удобрений, ГСМ, племенного животноводства, а также повышение уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка, позволили переломить ситуацию и сделали отдельные направления сельского хозяйства привлекательными для инвесторов. Это относится, прежде всего, к таким отраслям, как мясное животноводство, но не только.

Высокая конкурентоспособность нашего зернового хозяйства была продемонстрирована летом 2011 года, когда после окончания связанного с засухой-2010 годичного эмбарго на экспорт пшеницы Россия практически сразу и в полной мере восстановила свои позиции на мировых рынках.

– С какими показателями подходит к концу года отечественный АПК?

Д.Ю.: Если говорить о состоянии отрасли в целом, результаты работы в текущем году в значительной мере определяются не рамками ВТО, а погодными условиями. Засуха в ряде регионов Южного и Приволжского федеральных округов и наводнение на Дальнем Востоке негативно сказались на производстве сельхозкультур.

В то же время на фоне низкой базы прошлого года ожидается увеличение производства продукции сельского хозяйства. Индекс производства, по оценке, составит около 105%.

В пищевой и перерабатывающей промышленности сохранится положительная динамика производства при некотором замедлении темпов роста. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака по итогам 2013 года ожидается 101,1% против 105,1% в 2012 году.

Наращивание производства отечественной продукции способствовало повышению уровня продовольственной независимости страны. По ряду видов продукции (зерно, картофель, масло растительное, сахар) показатели продовольственной независимости уже достигнуты, по отдельным видам (мясо, молоко) – приближаются к пороговым значениям, установленным в Доктрине продовольственной безопасности.

– Какие структурные изменения произошли в отрасли за последние годы?

Р.М.: Если говорить об изменениях в структуре отрасли, то, прежде всего, следует отметить, что на смену дезинтеграции 90-х пришла консолидация. В период постдефолтной «точки перелома» начала века параллельно с постепенным ростом отрасли усилилась тенденция на доминирование крупных частных агрохолдингов, которые не только инвестировали в новые производства, но и консолидировали аграрные активы, не демонстрировавшие эффективность при прежних собственниках. Да, речь шла о слабоинтегрированных активах, но финансово-инвестиционные возможности крупных агрохолдингов позволили решать модернизационные задачи.

– Каковы основные проблемы отрасли? В чем источники этих проблем?

Д.Ю.: Развитие агропромышленного комплекса сдерживается рядом факторов. Это и финансовая неустойчивость отрасли, высокая волатильность цен, недостаточный приток частных инвестиций на развитие отрасли, изношенность основных производственных фондов. Так, низкая оснащенность производителей сельхозтоваров высокотехнологичными машинами и оборудованием растениеводческого и животноводческого комплексов не позволяет производителям получать, а переработчикам производить конкурентоспособную продукцию, затрудняет переход на инновационный путь развития.

Дефицит квалифицированных кадров в сельской местности вызван низким уровнем доходов и качеством жизни в сельской местности. Недостаточен объем инвестиций в объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.

Но главная проблема, вызывающая и усиливающая многие существующие негативные тенденции в сельском хозяйстве, связана с низкой его доходностью. Показатель рентабельности зачастую необъективно отражает ситуацию в отрасли, ее уровень существенно колеблется по годам, зачастую сельхозпроизводитель завышает показатели перед кредитными организациями.

Если обратиться к такому показателю, как инвестиции в основной капитал, то за последние пять лет индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства был выполнен только на 76,3%.

В результате основная часть сельхозпроизводителей не способна проводить модернизацию производства. Так, доля сельхозорганизаций, ежегодно привлекающих инвестиционные кредиты, составляет около 20%.

Для инвестиционной привлекательности отрасли и обеспечения ее расширенного воспроизводства рентабельность должна находиться на уровне 25–35% в зависимости от направления производства.

Усугубляет сложившуюся ситуацию высокая закредитованность сельхозпроизводителей и рост расходов на ее обслуживание в ущерб развитию производства. Общая кредиторская задолженность сельхозорганизаций достигла в 2012 году 1,8 трлн рублей, превысив на 20% объем выручки.

При решении данной проблемы необходимо найти такой подход, который позволил бы оказать помощь высокоэффективным сельхозпроизводителям, а не тем, кто существуют во многом за счет субсидий. Совместно с банковским сектором и региональными властями мы прорабатываем решения, предусматривающие индивидуальный подход к каждому сельхозпроизводителю на всех уровнях. Это более сбалансированная модель по поддержке АПК, позволяющая избежать нерачительного использования бюджетных средств.

Р.М: Крупные агрохолдинги продолжают оставаться достаточно уязвимыми, прежде всего с финансовой точки зрения. Полная отдача от сделанных за последние годы значительных инвестиций, о которых мы только что говорили, ожидается в будущем. При этом условия финансирования и ситуация на товарных рынках ухудшаются уже сейчас, и мировой финансовый кризис, как нетрудно догадаться, только усилил имеющиеся проблемы.

Важный момент: практика использования коротких кредитов («длинные деньги» куда менее доступны) с возможностью их дальнейшей пролонгации при реализации проектов, требующих долгосрочного финансирования, была свойственна не только для АПК, но и для экономики страны в целом. Вплоть до 2009 года российская экономика демонстрировала уверенный рост, однако потом финансовая обстановка изменилась, и кризис ударил прежде всего по тем компаниям, которые использовали эту модель развития. Отказ банков в пролонгации кредитов фактически ставил многие предприятия на грань банкротства, и наша отрасль здесь исключением не является. Во многом здесь нужно сказать спасибо умелой антикризисной политике правительства, возглавляемого Владимиром Путиным: благодаря адресной господдержке удалось вытянуть финансово-экономическую систему и, в частности, АПК.

Полностью согласен с Дмитрием Владимировичем: одна из главных сегодняшних проблем российского АПК – высокий уровень закредитованности; ресурсы для дальнейшего развития практически отсутствуют. Это происходит, в том числе, из-за невозможности использовать землю в качестве инструмента привлечения «длинных денег». Причина недооценки земли как средства получения маржинального дохода от сельскохозяйственной деятельности – прежде всего, нестабильный и невысокий уровень рентабельности в растениеводстве.

Экономические показатели отрасли (низкий уровень рентабельности вплоть до убыточности) серьезно снижают ее инвестиционную привлекательность и не позволяют окупать проекты за период, определяемый максимальными сроками кредитования, доступными на рынке для сельхозпроизводителей (5–7 лет). Если мы говорим о восстановлении интереса к АПК частных инвесторов, показатель рентабельности должен резко возрасти со средних за последние пять лет 11% (с учетом субсидий) до хотя бы 25%. Здесь можно отметить, что поддержка государства в 2006 году позволила достигнуть именно такого роста – к примеру, в производстве мяса птицы и свинины, – и это яркий пример эффективной государственной политики в сфере АПК. При этом делать акцент на госсубсидии с точки зрения стратегических интересов отрасли неверно. Во главу угла должен встать рост «естественной прибыли» аграрного сектора. Нынешняя ситуация стратегически крайне невыгодна для АПК, делает его очень уязвимым и создает дополнительные риски для инвесторов.

Следует также учесть, что в отличие от наших зарубежных коллег в развитых аграрных странах мира российские производители, особенно холдинговые компании, в последние годы вынуждены были развиваться в режиме своего рода «корпораций развития села» – брать на себя многочисленные расходы, которые должны были бы нести местные и региональные власти. Так, мы вынуждены сами заниматься благоустройством дорог в ряде районов, где расположены производственные объекты компании, и это не единственный пример. Мы никоим образом не жалуемся и не отказываемся от этой работы. Но хотелось бы, чтобы подобного рода деятельность принималась в расчет при оценке эффективности той или иной компании.

Если говорить о проблемах, связанных с конкурентоспособностью, то они хорошо известны. Это, прежде всего, низкий технологический уровень отечественного сельского хозяйства. Огромные инвестиции последних лет пришлись в основном на сектор животноводства, где не без проблем были созданы технологически передовые производства. Тем не менее даже здесь требуются огромные дополнительные инвестиции в такие сектора, как современный забой скота, производство и полная утилизация ко-продуктов, продвижение товаров в торговые сети.

Ни в коем случае нельзя самоуспокаиваться на фоне высокого экспорта зерновых и масличных. Конкуренты не стоят на месте, в то время как емкость отечественного рынка сельскохозяйственных машин ниже, чем в соседней Украине (!). Нужны серьезные инвестиции и, главное, институциональные преобразования в такой проблемной сфере, как семеноводство.

К проблемам отрасли также можно отнести и неконкурентные условия кредитования агросектора в России и зарубежных странах (это относится и к срокам кредитов, и к процентным ставкам), а также низкий уровень тарифной защиты рынка. Все эти проблемы находятся в сфере взаимодействия государства и бизнеса, а такие моменты, как техническая и технологическая отсталость отрасли и крайне низкий уровень развития инфраструктуры и логистики, в каком-то смысле, – лишь их следствие. Для развития нужны средства, нужна инвестиционная привлекательность.

– Из каких элементов складывается господдержка роста доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства?

Д.Ю.: В новой госпрограмме меры поддержки переориентированы от субсидирования кредитов к прямым выплатам производителям сельхозтоваров (несвязанная поддержка в растениеводстве, субсидии на килограмм реализуемого молока). Новые меры поддержки направлены на повышение доходности сельхозпроизводителей, более равномерное распределение средств поддержки.

Прямое влияние на рост доходности и сельхозпроизводства оказывает поддержка перерабатывающей и пищевой промышленности, что особенно актуально в рамках наших обязательств в условиях ВТО. Необходимо стимулирование производства не просто сырья, а качественного конечного продукта, соответствующего требованиям возрастающей конкуренции. С целью распространения мер государственной поддержки переработчиков сельхозсырья Минсельхозом внесены в правительство поправки в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», направленные на создание условий для стимулирования долгосрочных инвестиционных проектов пищевой и перерабатывающей промышленности. Это позволит создать необходимые современные производственные мощности и повысить конкурентоспособность российских продуктов питания.

Большее внимание уделяется структурным проблемам отрасли – развитию инфраструктуры сельских территорий, сфере инноваций.

– Финансы – серьезная проблема, но наверняка не единственная. Каковы пути решения вопроса с кадрами АПК, в частности в Группе «Разгуляй»?

Р.М.: Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, в том числе сахарные заводы, испытывают выраженный недостаток квалифицированных рабочих. В настоящее время Группа «Разгуляй», которая обеспечивает работой свыше 11 000 сотрудников, ощутила необходимость в пополнении и ориентирована на обновление квалифицированного кадрового состава. Дефицит подготовленных рабочих, отвечающих требованиям производства, является существенным фактором, влияющим на качество и производительность труда.

Наша группа разрабатывает проект получения рабочих профессий непосредственно на производстве, используя потенциал внутрифирменного обучения для подготовки и переподготовки кадров непосредственно на предприятии. На базе региональных предприятий группы разрабатывается система производственного модульного обучения, опирающегося на проект «Наставничество». В долгосрочном плане привлечение персонала в компанию ведем с профориентации школьников.

Мне представляется, что здесь очень важна поддержка государства. Формы здесь возможны самые разные. Так, достаточно очевидна необходимость взаимодействия властей с предприятиями АПК в повышении статуса и престижа рабочих профессий, из более конкретных моментов – к примеру, предоставление преференций при поступлении в отраслевые вузы абитуриентам из регионов и местностей размещения предприятий АПК и т.п.

– Какими вы видите пути решения существующих проблем в контексте взаимодействия государства и бизнеса?

Д.Ю.: В прошлом году мы начали работу совместно с федеральными органами исполнительной власти по адаптации АПК к условиям ВТО. Разработаны новые меры поддержки аграриев, призванные обеспечить рост конкурентоспособности сельхозпроизводства, например несвязанная поддержка доходов сельхозпроизводителей в области растениеводства, субсидии на 1 кг реализованного товарного молока.

Продлен ряд налоговых льгот для сельхозпроизводителей, прежде всего речь идет о бессрочном применении нулевой ставки по налогу на прибыль (в общей сложности объем льгот составляет примерно 14 млрд рублей в год).

В июле приняты поправки в 264-й Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», определяющие критерии неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионов, в целях реализации дополнительных мер господдержки сельского хозяйства (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Важным элементом господдержки являются инструменты из «зеленой корзины» – поддержка доходов сельхозпроизводителей, не оказывающая непосредственного стимулирования производства конкретных видов сельхозпродукции и не связанная с видом и объемом производства. Это поддержка инновационной и научной деятельности, биотехнологий и инфраструктуры.

Перспективным направлением, над которым Минсельхоз России сейчас активно работает, является развитие социального питания. Это поддержка производителей сельхозтоваров и переработчиков сельскохозяйственной продукции на базе мер внутренней продовольственной помощи на основе механизмов «зеленой корзины» ВТО.

С одной стороны, это решает задачу обеспечения приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств на здоровое питание, с другой – отечественные производители и переработчики получают долгосрочный заказ на производство. В настоящее время в отдельных регионах уже реализуются пилотные проекты по таким программам.

Р.М.: То, что мы перечислили выше, как мне кажется, – главные векторы, по которым должна развиваться аграрная политика страны с тем, чтобы сохранить уже сложившийся баланс интересов государства и бизнеса в развитии такой сложной отрасли, как сельское хозяйство.

Только прозрачная, стабильная и долгосрочная государственная политика в АПК может создать условия для активного движения капитала в сторону агропромышленного комплекса. Крайне важно, чтобы такие ключевые документы для отрасли, как Государственная программа развития сельского хозяйства на период 2013–2020 годов, реализовывались в полном объеме, без серьезных изменений как по механизмам поддержки, так и по объемам финансирования.

Самое важное – не допускать снижения объема государственной поддержки сельского хозяйства и дать четкий сигнал инвесторам, что АПК остается приоритетной отраслью для государства. Не менее важно сохранять и продвигать наиболее эффективные механизмы государственной поддержки, такие как субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам, а также развитие нового направления госпрограммы экономически значимых региональных программ. Данные виды поддержки действительно являются эффективными и позволяют интегрировать базовые принципы проектного финансирования в реализацию государственной политики в сфере АПК.

Разумеется, от государства следует ожидать адекватного подхода при взаимодействии с сельхозпроизводителями, испытывающими финансовые затруднения. Хочется подчеркнуть, что использование процедуры банкротства – своего рода исключительная мера, которой не следует злоупотреблять. Как системный инструмент это ни в коем случае не выход; при этом важно понимать, что в России (особенно в аграрном секторе) этот механизм сейчас слишком часто ведет, к сожалению, к закрытию предприятий и потере рабочих мест, то есть деградации отрасли в целом. Представляется, что государству следовало бы делать здесь акцент на программах оздоровления, реанимации бизнеса, помогающих производителю эффективно приспосабливаться к новым условиям. Это становится особенно актуальным в связи со вступлением России в ВТО.

С учетом тех требований, которые диктует модернизация экономики страны, важны и такие направления, как поддержка инновационных проектов с потенциалом в развитии конкурентных преимуществ России на глобальном рынке, кластеризация развития регионов, инвестиции в повышение производительности труда, развитие собственных компетенций в селекции за счет увеличения инвестиций в НИОКР. Отдельно хотел бы здесь также отметить инвестиции в инфраструктуру, логистику и переработку. К сожалению, сейчас государство не рассматривает перечисленные направления как приоритетные для развития АПК. Будем надеяться, что в будущем ситуация изменится.

– Если можно, несколько слов о валютной политике государства как инструменте поддержки отечественных производителей.

Р.М.: В условиях серьезных ограничений бюджетного финансирования АПК в ближайшие годы, а также с учетом жестких требований ВТО по мерам тарифной защиты государству следует более активно использовать для поддержки отечественных производителей валютно-курсовую политику. Это будет стимулировать развитие внутреннего производства продукции, ориентированной на экспорт, и станет серьезной мотивацией для повышения конкурентоспособности российских производителей. Относительно слабый рубль должен стать катализатором роста инвестиций. Такую политику уже на протяжении многих лет, наряду с другими мерами господдержки для продвижения своих товаров на мировой рынок, успешно использует Китай. Это позволило бы нам увеличить объемы экспорта не только зерна, риса и технических культур, но и создать необходимые экономические предпосылки для потенциального экспорта мяса птицы и свинины. В мировой конкурентной борьбе мы должны уметь пользоваться всеми инструментами защиты и нападения.

– Как вы оцениваете перспективы развития отрасли? Какие направления и точки роста следует считать основными в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

Д.Ю.: Основными стратегическими целями являются наращивание производства сельхозпродукции, кратное увеличение объема мощности по ее переработке, развитие рыночной инфраструктуры и логистических центров, которые позволили бы поставлять отечественную продукцию по конкурентным ценам, а также повышение качества жизни и комфортности проживания в сельской местности, поддержка малых форм хозяйствования, повышение эффективности использования земельных ресурсов.

Россия располагает мощным ресурсным потенциалом для развития аграрного сектора и способна обеспечить не только собственную продовольственную безопасность, но и стать крупным экспортером продовольствия в мире.

Согласно стратегии развития мясного животноводства, мы планируем увеличение производства мяса всех видов в убойной массе к 2020 году до 9,7 млн тонн (или на 50% по сравнению с в 2010 годом), в том числе говядины до 1,8 млн тонн (на 17%), свинины до 3,4 млн тонн (на 69%), мяса птицы – до 4,2 млн тонн (на 55%).

Поставленные президентом России задачи по достижению в ближайшие 4–5 лет продовольственной независимости по основным продуктам и наращиванию экспортных возможностей требуют серьезной структурной перестройки господдержки отрасли. Учитывая ряд ограничений по объемам и применяемым механизмам государственной поддержки сельхозпроизводства, одной из основных задач на предстоящий период является корректировка мер государственной поддержки по направлениям с целью их адаптации к условиям отнесения к «зеленой корзине». Средства «желтой корзины» следует сосредоточить на самых необходимых производственных субсидиях, например в области технологического перевооружения, а большее внимание уделить регулированию рынков и повышению доли сельхозпроизводителей в конечной цене (программы социального питания, развития кооперации).

Необходимо продолжить работу в части разработки и применения таких механизмов поддержки сельского хозяйства, которые без ущерба для отечественных товаропроизводителей будут вписываться в нормы и правила ВТО. Наша задача – систематизировать действующие на разных уровнях бюджетной системы меры поддержки сельхозпроизводства.

С другой стороны, в условиях оптимизации расходов федерального бюджета необходимо усилить контроль по целевому и эффективному использованию бюджетных средств, а также добиться повышения заинтересованности регионов в развитии сельского хозяйства. Речь идет не только о софинансировании федеральных мер поддержки, но и о расстановке приоритетов, определении точек роста в каждом отдельном регионе. Регионам необходимо занять более активную позицию в отношении развития сельхозпроизводства и сельских территорий.

Р.М.: Несмотря на имеющиеся проблемы, перспективы российского АПК, по оценкам большинства экспертов, выглядят достаточно позитивно. Спрос стабильно растет, стабильно высокой остается и инвестиционная привлекательность отрасли. Это в значительной мере относится к растениеводству, в том числе и к тем сегментам рынка, в которых осуществляет свою деятельность наша группа.

Для государства, как мне представляется, важно определиться с приоритетными направлениями сельского хозяйства, которые могут стать новыми драйверами роста в АПК. Очевидно, что птицеводство и свиноводство уже исчерпали потенциал для дальнейшего роста. Необходимо находить новые точки роста, новые направления, которые станут катализатором для привлечения новых инвестиций в российский АПК, при этом приоритет должен отдаваться глубокой переработке сельхозпродукции (пшеницы, сои, кукурузы и др.), обеспечивающей экспорт продукции с наибольшей добавленной стоимостью и импортозамещение (к примеру, тепличное овощеводство: сейчас в этой отрасли импорт составляет около 70%).

– Какие сегменты российского АПК выглядят сейчас наиболее перспективными?

Д.Ю.: Высокими являются инвестиционные возможности в растениеводстве. На это влияют такие факторы, как рост поголовья скота и птицы, планы по существенному наращиванию объемов производства мяса, а также постоянно растущий спрос на зерно в мире, неиспользуемые площади сельхозземель. Высоким потенциалом обладает инфраструктура зернового и масличного рынков. Перспективными направлениями инвестиций являются такие отрасли, как тепличное хозяйство, проекты по орошению.

Для диверсификации экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью государство уделяет большое внимание развитию мясного животноводства. По темпам роста производства мяса птицы Россия вышла в мировые лидеры. Не менее впечатляющие результаты показывает свиноводство. В эти отрасли за последние шесть лет вложено более 500 млрд рублей частных инвестиций. К 2020 году планируется нарастить экспорт свинины и птицы до 400 000 тонн в год.

Особый интерес представляет и отрасль мясного скотоводства. Сегодня у нас дефицит качественной говядины от скота мясных пород. Более 30% в объеме потребления – это импортная говядина. В настоящий момент реализуется несколько проектов в мясном скотоводстве с общим объемом инвестиций свыше 35 млрд рублей. Но это крайне мало для нашей страны. Если мы хотим снизить долю импортной говядины на рынке до 15–20%, то понадобятся сотни миллиардов рублей вложений в отрасль. Государство будет всячески поддерживать такие инвестиции.

– Какие основные направления развития считает приоритетными для себя Группа «Разгуляй»?

Р.М.: Если говорить непосредственно об основных направлениях развития Группы «Разгуляй», то они определяются общей стратегией развития компании. Так, в сахарном сегменте речь идет об удержании позиции в топ-3 сахарного рынка страны. Мы выделяем здесь два важных направления. С одной стороны, речь идет о модернизации для контроля за себестоимостью. С другой – о структурной оптимизации: нашей стратегией предусмотрена продажа наименее привлекательных активов с целью финансирования других направлений бизнеса.

В рисовом сегменте мы предполагаем удержать позиции одного из национальных лидеров. Обеспечение конкурентоспособности продукции будет производиться за счет снижения себестоимости производства. Наиболее важным моментом станет здесь вертикальная интеграция и расширение собственной сырьевой базы по переработке риса до 100%.

В сельскохозяйственном сегменте бизнеса группы упор однозначно будет сделан на создание надежной сырьевой базы для наших перерабатывающих предприятий. В сахарном бизнесе доля собственной базы достигнет 75%, а в рисовом, как я уже отметил, 100%. Здесь мы также видим два направления развития: экстенсивное и интенсивное. Первое, экстенсивное, – это расширение посевных площадей в рамках приоритетных региональных макрокластеров. В рамках интенсивного развития акцент предполагается сделать на увеличении урожайности и повышении эффективности используемых технологий выращивания с целью снижения себестоимости сельхозпродукции.

Вместе с нашим партнером Внешэкономбанком мы выходим сегодня на понимание планов дальнейшего сотрудничества. Речь идет о разработке и реализации взаимовыгодной схемы реструктуризации долгового портфеля Группы «Разгуляй». Эта схема позволит, с одной стороны, полноценно учесть интересы Внешэкономбанка, с другой – обеспечить для группы перспективу активного развития. Модернизация производства, создание новых рабочих мест – все это даст дополнительный толчок развитию российского АПК. Представляется, что такое содействие со стороны Внешэкономбанка полностью соответствует его роли как ведущего государственного института по поддержанию развития экономики страны. Отмечу, что эта роль стала особенно важной в посткризисный период.

www.vvprf.ru/archive/clause829.html 

 
13.11.2013

Контролирующий акционер ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ» совместно с корпорацией развития Северного Кавказа и корейской корпорацией Korea Rural Community Corporation займутся реализацией сельскохозяйственных проектов в Ставропольском крае

В рамках официального визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Республику Корея Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК, Группа Внешэкономбанка), компания с ограниченной ответственностью «АВГ КЭПИТАЛ ЭДВАЙЗЕРИ ЛИМИТЕД», являющаяся контролирующим акционером ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ», а также Korea Rural Community Corporation (KRC) подписали соглашение о сотрудничестве.

Со стороны Корпорации развития Северного Кавказа документ подписал Председатель Совета директоров КРСК, Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, со стороны «АВГ КЭПИТАЛ ЭДВАЙЗЕРИ ЛИМИТЕД» - управляющий партнер Рустем Миргалимов, со стороны Korea Rural Community Corporation – Президент Ли Сангму. 

Стороны планируют реализовать на территории Ставропольского края, а также в других регионах Российской Федерации комплексные проекты по реконструкции существующей и организации новой современной сельскохозяйственной мелиоративной инфраструктуры с использованием инновационных технологий в ирригации и управлении водными ресурсами, а также сельскохозяйственные проекты с использованием орошения.

В целях реализации данного соглашения Корпорация развития Северного Кавказа готова создать условия для реализации проектов, а также принять участие в их финансировании. В свою очередь компания «АВГ КЭПИТАЛ ЭДВАЙЗЕРИ ЛИМИТЕД» намерена предоставить земельные участки для реализации сельскохозяйственных проектов, создать условия для их реализации, а также участвовать в финансировании проектов. 

Что касается корейской стороны, то помимо разработки проектной и технической документации, организации поставок оборудования и управления процессом строительства объектов, KRC готова содействовать в привлечении и структурировании финансирования, необходимого для реализации проектов, в том числе за счет экспортного финансирования.

 
30.10.2013

Извещение о проведении открытого запроса предложений

№ 20/5 от «30» октября 2013 г.
                                                                          Уважаемые господа!

1. ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ», Россия, 109428, г. Москва, ул.2-я Институтская, д. 6, стр. 64 (далее — Организатор), настоящим объявляет о проведении процедуры открытого запроса предложений и приглашает юридических и физических лиц, а также объединения таких лиц (далее – Участники), способных на законных основаниях приобрести имущество ОАО «Подольский экспериментальный мукомольный завод», подавать свои предложения на участие в открытом запросе предложений на право заключения договоров на приобретение активов, являющихся нестратегическими для Организатора (предприятий, находящихся внекластерных зонах).

2. Процедура настоящего открытого запроса предложений проводится на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» по адресу – http://utp.sberbank-ast.ru  (далее – ЭТП).

3. Подробное описание реализуемого актива содержится в документации по запросу предложений. Полная версия документации, формы оформления предложений, доступны любому Участнику на ЭТП, с момента официального размещения настоящего уведомления.

4. Срок начала приема предложений – «31» октября 2013 года. Срок окончания приема предложений - 10:00 часов Московского времени «14» ноября 2013 года.

5. Процедура «вскрытия конвертов» состоится посредством функционала ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://utp.sberbank-ast.ru  в 10:00 часов Московского времени «14» ноября 2013 года.

6. Для справок по процедуре проведения открытого запроса предложений обращаться в Дирекцию стратегических проектов ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ» к Андреевой Наталье Михайловне либо Майорову Денису Валентиновичу, по тел.: 8(495) 510 63 83 (доб.1389, 1121), эл.адрес Natalia.Andreeva@raz.ru  либо Denis.Mayorov@raz.ru.

7. Начальная (предельная) цена Предложения:
550 000 000,00 (пятьсот пятьдесят миллионов) рублей.

8. Данная процедура запроса предложений не является конкурсом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Организатор имеет право отказаться от всех полученных предложений по любой причине или прекратить процедуру запроса предложений в любой момент, не неся при этом никакой ответственности перед Участниками.

9. Настоящее уведомление о проведении открытого запроса предложений является копией официальной публикации, размещенной на ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ» по адресу http://utp.sberbank-ast.ru от 31.10.2013 г. № SBR 14-1310310001.205.

 
23.10.2013

Один из крупнейших агропромышленных холдингов России – Группа «Разгуляй» отмечает 21 годовщину со дня основания

23 октября 2013 г. Группе «Разгуляй» исполнился 21 год. К очередной годовщине компания подошла, имея в своем составе более 50 производственных предприятий, среди которых агрохозяйства, сахарные, мукомольные и крупяные заводы, элеваторы и молочно-консервный комбинат, расположенных на территории 16 регионов России, в том числе в Северо-Западном и Центрально-Черноземном регионах России, Верхнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, Южном Урале и в Западной Сибири. 

Группа «Разгуляй», являясь одним из лидеров агропромышленного комплекса Российской Федерации, уже более 20 лет специализируется в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В структуру холдинга входят три отраслевых направления: сахарное, сельскохозяйственное и зерновое. 

Группа «Разгуляй» контролирует около 12% сахарного рынка России. Объем производства сахара по итогам 2012 года - более 570 тыс. тонн. Производственные активы сахарного направления включают 1 молочно-консервный комбинат, 10 сахарных заводов общей мощностью по переработке 4 млн тонн сахарной свеклы и производство сахара-сырца 1,4 млн тонн в год. Производственные активы Группы зернового направления включают в себя крупнейшую в РФ элеваторную сеть (мощности по единовременному хранению – 2,4 млн тонн), крупнейшие рисоперерабатывающие комбинаты (мощность по переработке крупы – 370 тыс. тонн в год), мукомольные заводы. Аграрное направление холдинга - это более 400 тыс. га земли, в том числе около 300 тыс. га – в обработке. Основные культуры – зерновые, сахарная свекла, рис-сырец, соя. В 2012 году выращено более 1,8 млн тонн сахарной свеклы и около 500 тыс. тонн зерновых и прочих культур, в т.ч. более 105 тыс.тонн риса. Под торговой маркой «Дивница», компания выпускает полный ассортимент крупяной и мукомольной продукции, а также сахар-песок. Продукция поставляется в крупнейшие розничные сети.

 
30.09.2013

Россиян будут агитировать за сладкую жизнь

Глава Союза производителей сахара России (Союзроссахар) Андрей Бодин не скрывает, что повальная мода на использование сахарозаменителей не вызывает у него позитивных эмоций. Подсчитав, что за последние годы потребление натурального продукта в России неуклонно снижается при росте рынка его заменителей, г-н Бодин решил, пока не поздно, заняться популяризацией своего сладкого продукта. Ему есть чего опасаться: в США мода на подсластители обрушила рынок сахара на четверть, и Американской сахарной ассоциации понадобилось 25 лет, чтобы вернуть прежние объемы потребления. 

1 октября Союз производителей сахара России собирается разместить на своем сайте объявление о проведении конкурса на создание логотипа «Натуральный сахар». «Это часть нашей большой программы, которую мы запускаем по популяризации потребления натурального сахара, — рассказал РБК daily Андрей Бодин. — Мы хотим предложить бесплатную добровольную маркировку товаров, в которой используется натуральный продукт». Для финансирования программы в рамках союза будет создан целевой фонд, размер которого пока еще не определен.

За последние три года в связи с расширением деятельности крупных транснациональных корпораций, которые вместе с инвестициями принесли в Россию новые рецепты изготовления продуктов питания, вырос и импорт сахарозаменителей, в том числе химического происхождения, рассказывает г-н Бодин. По имеющейся у Союзроссахара информации, часть разрешенных в России к применению подсластителей неоднозначно влияет на организм человека.

Импорт в Россию сахарозаменителей растет на 15% ежегодно. Так, в 2012 году ввоз этих продуктов достиг 150 тыс. т по сравнению с 135 тыс. т в 2011 году, а по итогам текущего года объем поставок ожидается на уровне 165 тыс. т.

Кроме того, увеличивается и внутреннее производство глюкозно-фруктозных сиропов: за последние 15 лет производство сиропов выросло с 80 тыс. до 500 тыс. т. Лидером в этой отрасли является глюкозно-паточный комбинат «Ефремовский», расположенный в Тульской области и принадлежащий американской компании Cargill. Получить комментарии от представителей этой компании не удалось.
По мнению Андрея Бодина, если не вмешаться в ситуацию, то с российским рынком сахара может произойти то же самое, что и с американским. В США в 1980-е годы производители безалкогольных напитков масштабно стали внедрять в свою рецептуру заменители сахара — глюкозно-фруктозные сиропы. «По мнению американских исследователей, именно эти заменители стали одной из причин резкого роста количества людей с избыточным весом», — подчеркивает г-н Бодин.

Наряду с распространением новых продуктов с 1980 по 1986 год в США на 25% упало потребление натурального сахара, и только через 25 лет оно вернулось на прежние объемы потребления, говорит эксперт: «Это потребовало немалых усилий, в том числе финансовых, от американских сахаропроизводителей».

Объемы потребления сахара в России за последние четыре года снизились на 5% и составили в 2012 году 5,4 млн т, говорится в материалах Союзроссахара. По уровню потребления сахара на душу населения Россия находится на шестом месте в мире после Индии, ЕС, Китая, Бразилии и США и принадлежит к группе стран с высоким уровнем потребления сахара — 38 кг против среднего мирового уровня в 22 кг. Но за последнее десятилетие подушевое потребление в стране также сократилось на 7,5%.

«В рамках просветительской программы мы хотим, с одной стороны, объяснить потребителю, что потребление сахарозаменителей неоднозначно влияет на организм человека, — говорит г-н Бодин. — А с другой, поддержать отечественного сельхозпроизводителя, потому что сахарная свекла является не только сырьем для сахара, но и повышает плодородие почвы». 

Негативное влияние сахарозаменителей на аграрную подотрасль отметило и Минэконономразвития, которое в своем прогнозе развития страны на 2014—2016 годы указало на снижение объема потребления сладкого продукта из-за широкого применения альтернативных подсластителей. Дальнейшее увеличение мощностей по наращиванию производства глюкозно-фруктозных сиропов создаст предпосылки к снижению спроса на натуральный сахар, отмечает министерство. По его оценке, в среднесрочной перспективе выпуск свекловичного сахара в стране составит 4,2—4,5 млн т. Для сравнения, в 2012 году было произведено 4,7 млн т сладкого продукта, а в 2013 году ожидается 4,3 млн т.

При выборе сахара или его заменителей надо исходить из того, что натуральный продукт лучше, говорит доцент кафедры диетологии Российской медицинской академии последипломного образования Елена Чедия. Но это относится к здоровым людям, подчеркивает она: «Если же человек испытывает проблемы со здоровьем, к примеру страдает ожирением или болен сахарным диабетом, то следует подбирать заменитель сахара, и только врач может помочь при выборе подсластителя, поскольку каждый из них имеет свои плюсы и минусы».

Во всем мире не удается снизить распространение «болезней века» — сахарного диабета и ожирения, поэтому потребление заменителей сахара продолжит расти, считает г-жа Чедия: «Несмотря на то что заменители не являются лекарством, но относиться к ним надо как к лекарству — сделать правильный выбор, определить дозировку и сроки употребления». 

www.rbcdaily.ru/market/562949989066924

 
16.08.2013

Извещение о проведении открытого запроса предложений

№ 3 от «16 августа»2013 г.
                                                                               

                                                                            Уважаемые господа!


1. ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ», Россия, 109428, г. Москва, ул.2-я Институтская, д. 6, стр. 64 (далее — Организатор), настоящим объявляет о проведении процедуры открытого запроса предложений и приглашает юридических и физических лиц, а также объединения таких лиц (далее – Участники), способных на законных основаниях приобрести имущество ОАО «Подольский экспериментальный мукомольный завод», подавать свои предложения на участие в открытом запросе предложений на право заключения договоров на приобретение активов, являющихся нестратегическими для Организатора (предприятий, находящихся внекластерных зонах).
2. Процедура настоящего открытого запроса предложений проводится на электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» по адресу – http://utp.sberbank-ast.ru  (далее – ЭТП).
3. Подробное описание реализуемого актива содержится в документации по запросу предложений. Полная версия документации, формы оформления предложений, доступны любому Участнику на ЭТП, с момента официального размещения настоящего уведомления.
4. Срок начала приема предложений – 16 августа 2013 года. Срок окончания приема предложений - 10:00 часов Московского времени 29 августа 2013 года.
5. Процедура «вскрытия конвертов» состоится посредством функционала ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://utp.sberbank-ast.ru  в 10:00 часов Московского времени 29 августа 2013 года.
6. Для справок по процедуре проведения открытого запроса предложений обращаться в Дирекцию стратегических проектов ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ» к Андреевой Наталье Михайловне либо Майорову Денису Валентиновичу, по тел.: 8(495) 510 63 83 (доб.1389, 1121), эл.адрес Natalia.Andreeva@raz.ru  либо Denis.Mayorov@raz.ru
7. Начальная (предельная) цена Предложения:
550 000 000,00 (пятьсот пятьдесят миллионов) рублей.
8. Данная процедура запроса предложений не является конкурсом, и ее проведение не регулируется статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Организатор имеет право отказаться от всех полученных предложений по любой причине или прекратить процедуру запроса предложений в любой момент, не неся при этом никакой ответственности перед Участниками.
9. Настоящее уведомление о проведении открытого запроса предложений является копией официальной публикации, размещенной на ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ» по адресу http://utp.sberbank-ast.ru  от 16.08.2013 г. № SBR 14-1310310001.205.

 
23.05.2013

Группа «Разгуляй» публикует материалы к годовому общему собранию акционеров, которое состоится 26 июня

Материалы к собранию акционеров:


Проект решений годового общего собрания акционеров

Выписка из протокола заседания Совета директоров Общества, состоявшегося 15.05.2013 г.

Сведения о кандидатах в Совет директоров

Сведения о кандидатах в ревизионную комиссию

Сведения о кандидатах в счетную комиссию и аудиторах

Годовой отчет Общества 2013

Годовая бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение

Оценка заключения аудитора Общества, подготовленная Комитетом по аудиту

Рекомендации Совета директоров Общества по распределению прибыли



















 
23.04.2013

Выражаем соболезнования семьям погибших

22 апреля 2013 года в центре Белгорода были жестоко расстреляны шесть мирных жителей, среди которых находились женщины и дети. От руководства и всего коллектива Группы «Разгуляй» приносим искренние соболезнования, и выражаем сострадание семьям погибших. От всего сердца желаем сил и мужества, чтобы пережить эту трагическую утрату.

 
15.03.2013

14 марта состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ»

14 марта состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ». Собрание было проведено в форме заочного голосования. На повестку дня были вынесены следующие вопросы:

1. Определение количества объявленных обыкновенных именных акций ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ».

2. Внесение изменений в Устав ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ».

3. Увеличение уставного капитала ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ» путем размещения дополнительных акций.

На данный момент регистратор ведет подсчет голосов, результаты которого будут объявлены в течение трех дней с даты окончания приема бюллетеней.

 
04.03.2013

Внимание всем покупателям продукции ООО «Разгуляй-Маркет»!

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что недавно неизвестными лицами было зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью с названием, аналогичным нашему – «Разгуляй-Маркет».

Данная компания также занимается реализацией сельскохозяйственной продукции. В реквизитах новоявленной организации указан юридический адрес: Рязанский проспект 64/1.

К деятельности Группы «Разгуляй» данная компания отношения не имеет.

Просим всех наших постоянных и новых партнеров внимательно проверять реквизиты и детали договоров поставок, во избежание возможных случаев мошенничества.

Реквизиты ООО «Разгуляй-Маркет», являющегося дочерней компанией Группы «Разгуляй», следующие:

Генеральный директор: Бовин Антон Владимирович

Юридический адрес: 109428, г.Москва, ул. 2-я Институтская, д.6, стр.64

Фактический адрес: 109428, Москва, Рязанский пр-т, 61/4

ИНН: 7721666400 

КПП 772101001

 
13.02.2013

Группа «Разгуляй» публикует материалы к собранию акционеров, которое состоится 14 марта